21099 Купе с завода
Содержание
Самый серьезный вид модернизации Самары — это доработка кузова.
Кроме дилерских вариантов "ландо" и "кабриолет" Самара может похвастать и кузовом типа "купе". Хотя, если быть точным, то это не купе, а двухдверный седан — база-то осталась прежней!
Разумеется, все "купешки" на базе Самары являются полным и безоговорочным самопалом — в отличие от "десяток", ни на самом ВАЗе, ни в околозаводских конторах подобным "купированием" не баловались.
Вариантов переделки Самары в купе два. Как не трудно догадаться, все зависит от кузова-исходника. Если это "восьмерка", то у неё отрезают корму и приваривают задок "девяносто-девятой" (включая крышу). Боковые задние стёкла от ВАЗ-2108, кстати, не подойдут в любом случае.
Второй вариант — переделка кузова 21099 в двухдверный.
Советские автомобилисты недостаток информации щедро компенсировали собственной богатой фантазией, домысливая и придумывая несуществующие факты и «создавая» на словах модели и модификации автомобилей, которых никогда не существовало в реальности. При этом об интересных прототипах, так и не пошедших в серию, многие из них не слышали до сих пор.
Е ще во время выхода и новая Волга ГАЗ-3102, и переднеприводный Москвич обросли целыми гроздьями мифов, которые мы не без успеха уже развенчали. Однако тольяттинские автомобили также регулярно являлись предметом мифотворчества – по крайней мере, это с уверенностью можно сказать про версии Жигулей для рынка Северной Америки или роторно-поршневые, о которых мы вспоминали совсем недавно.
Чтобы отделить зерна от плевел, сегодня мы попытаемся вспомнить редкие вариации на базе переднеприводной Самары и выяснить, какие из них существовали реально (пусть и в нескольких экземплярах), а какие были плодом фантазии или продуктом самостоятельного творчества энтузиастов – то есть, не имели никакого отношения к АвтоВАЗу. Об одной такой «виртуальной модификации» ВАЗ-2113 для немецкого рынка мы уже как-то подробно писали, а сейчас пришло время рассмотреть необычные типы кузова автомобилей «восьмого семейства».
Самара-тарга
Как известно, переднеприводная Самара выпускалась с несколькими разновидностями кузова – трех- и пятидверные хэтчбеки (ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 соответственно), а также четырехдверный седан ВАЗ-21099. В советский период, не считая произведенных за рубежом «Наташи» с открытым кузовом типа кабриолет и мягким верхом, а также версии Fun с кузовом типа «ландо» (металлическая крыша спереди и мягкий верх в задней части кузова) серийные Спутники и Самары существовали только в таком виде.
Однако исключение действительно было: в 1988 году в Центре Стиля УГК ВАЗа был изготовлен опытный образец автомобиля ВАЗ-2108 Тарга. Как нетрудно догадаться исходя из названия, этот прототип отличался от обычной "восьмерки" двухобъемным кузовом типа родстер с несъемной центральной дугой.
Самара с кузовом тарга на эскизах дизайнера Владислава Пашко
Прототип ВАЗ-2108 Тарга (1988 год)
При этом, как и полагается по канонам кузовостроения, на вазовском концепте тарги панель крыши можно было демонтировать, благодаря чему кузов превращался в некое подобие кабриолета – то есть, автомобиля с открытым верхом.
К слову, иногда автомобилисты ошибочно употребляют термин "тарго", хотя правильный вариант – именно «тарга». Это название прижилось после одноименной гонки Targa Florio, в которой принимал участие Porsche 911 Targa с таким типом кузова.
На фото: Прототип Porsche 911 Targa (1965 год)
На фото: Porsche 911 Targa
В шестидесятые годы и 912-й, и 911-й Porsche предлагались с кузовом типа тарга
Ряд немецких, итальянских и американских производителей выпускали небольшие партии автомобилей с кузовом типа тарга — как правило, это были спортивные автомобили. Кроме Porsche, в таргостроении были замечены такие марки как Ford, Chevrolet, Pontiac, Toyota, Honda и Nissan.
На фото: Toyota Supra ma70
На фото: Nissan 300ZX
На фото: Chevrolet Camaro Z28 T-top
На фото: Pontiac Firebird Trans Am
Решение задней части Nissan EXA напоминает вазовский концепт с кузовом тарга. Или наоборот?
Кроме конструкции крыши, двухдверный автомобиль отличался необычным решением задней части, которая по виду напоминала среднее арифметическое между седанами ВАЗ-21099 и ВАЗ-2115, а также чешским кабриолетом Lada Bohemia. Интересно, что уже в 1988 году на опытном образце ВАЗ-2108 Тарга установили так называемые "длинные" крылья и капот, которые доходили до блок-фар. Важная деталь — наличие продольной перемычки, усиливающей жесткость открытого кузова (так называемый T-Top или T-Roof). Это решение встречалось на многих автомобилях с кузовом типа тарга. Кроме того, на вазовском концепте большие опускные стекла заменили более короткими, а к рамке лобового стекла примыкали небольшие треугольные стекла-форточки.
ВАЗ-21099 | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | АвтоВАЗ |
Годы производства | 1990—2004 — в России 2004—2011 — на Украине |
Сборка | |
Иные обозначения | Lada Forma, Sagona, Diva, Sable, Samara Saloon, Samara, Sputnik |
Дизайн | |
Тип кузова | 5‑дв. седан (5‑мест.) |
Компоновка | переднемоторная, переднеприводная |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Двигатель | |
ВАЗ-21081 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | бензиновый |
Объём | 1100 см 3 |
Максимальная мощность | 40 кВт ( 54 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 79 Н·м , при 3600 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 60,6 мм |
Система питания | карбюратор |
ВАЗ-210993 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | бензиновый |
Объём | 1296 см 3 |
Максимальная мощность | 47 кВт ( 64 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 95 Н·м , при 3400 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 71 мм |
Система питания | карбюратор |
ВАЗ-210990 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | бензиновый |
Объём | 1499 см 3 |
Максимальная мощность | 51 кВт ( 69 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 106 Н·м , при 3400 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 71 мм |
Система питания | карбюратор |
ВАЗ-21083 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | бензиновый |
Объём | 1499 см 3 |
Максимальная мощность | 53 кВт ( 72 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 115 Н·м , при 3000 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 71 мм |
Система питания | карбюратор |
ВАЗ-21099i | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | бензиновый |
Объём | 1499 см 3 |
Максимальная мощность | 57 кВт ( 77 л. с. ), при 5400 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 116 Н·м , при 3000 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 71 мм |
Система питания | инжектор |
ВАЗ-210994 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | бензиновый |
Объём | 1596 см 3 |
Максимальная мощность | 60 кВт ( 82 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 120 Н·м , при 2700 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 71 мм |
Система питания | инжектор |
ВАЗ-415 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Тип | РПД |
Объём | 1308 см 3 |
Максимальная мощность | 103,6 кВт ( 141 л. с. ), при 6000 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 186 Н·м , при 4500 об/мин |
Конфигурация | роторный |
Цилиндров | 2 |
Клапанов | 4 |
Степень сжатия | 9,4 |
Система питания | карбюратор |
ВАЗ-2109
ВАЗ-21099 «Спутник» (неоф. название «Девяносто девятая» [1] [2] [3] ) — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан. Представляет собой наиболее полноразмерную модель в семействе Лада «Спутник».
Машина была подготовлена к конвейерному выпуску в марте 1990 года, но начало производства было отложено в связи с задержкой в поставках комплектующих от предприятий-смежников [4] . Серийно выпускался на заводе АвтоВАЗ с 22 декабря 1990 года по 30 июня 2004 года. До конца 2011 года собирался на Украине на заводе «ЗАЗ» из российских машинокомплектов с оформлением салона, как у, ВАЗ-2115. На экспорт ВАЗ-21099 шёл под названиями Lada Forma, Lada Sagona, Lada Diva, Lada Sable, Lada Samara Saloon.
Содержание
Конструктивные особенности [ править | править код ]
От остальных моделей семейства «Самара» ВАЗ-21099 изначально отличала передняя часть кузова с длинными крыльями, без пластикового «клюва» спереди и более длинным капотом, новая решётка радиатора, панель приборов стала серого цвета, в отличие от коричневых панелей на других «Самарах». Впоследствии эти нововведения были перенесены на все семейство «Самара» ради унификации моделей.
Модификации [ править | править код ]
С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объёмом 1,3 л (ВАЗ-210993) и 1,5 л (ВАЗ-210990). В модельном ряду ОАО «АВТОВАЗ» представлены модификации ВАЗ-21099 с карбюраторным и впрысковым двигателями 210992 (ВАЗ-21099i). Также выпускалась версия с постоянным полным приводом (Лада-Виктори), но из-за низких продаж выпуск прекратили. А модель с турбированным 8-ми клапанным двигателем (Lada Sport) производилась только по индивидуальному заказу.
В 1997 году появилась модификация 21099-91 с роторным двухсекционным двигателем ВАЗ-415 [5] .
Модернизации [ править | править код ]
С 1997 г. на опытно-промышленном производстве «АвтоВАЗа» начали параллельно производить модель ВАЗ-2115, представлявшую собой рестайлинговую версию ВАЗ-21099 и первую машину так называемого семейства «Самара-2». С 1999 года появился вариант с «европанелью» и «евросалоном» от Самары-2.
В конце 2004 г. ВАЗ-21099 снят с производства на АвтоВАЗ и полностью заменён моделью ВАЗ-2115, после чего была куплена лицензия на производство модели на Украине ЗАО ЗАЗ. В конце 2011 года производство ВАЗ-21093 (хэтчбек) и ВАЗ-21099 (седан) было окончательно прекращено [6] (недоступная ссылка) .
LADA Victory [ править | править код ]
Отличие от базовой модели было в том, что Victory являлась полноприводным (4×4) автомобилем. LADA Victory была создана путем добавления трансмиссии, в частности угловой редуктор, вискомуфту модели ВАЗ 21099 и редуктор заднего моста Volkswagen Golf Syncro. Полуоси остались от базовой модели, одна передает крутящий момент от мотора к заднему мосту, а ещё две служат для привода передних колес. Экстерьер Victory отличался от базовых модификаций ВАЗ 21099 задним спойлером, на автомобиль устанавливались легкосплавные, четырнадцати (14") дюймовые диски спортивного типа и ярко-красные шильдики «Victory» и «4×4», на крышке багажника.
На Victory была изменена также система выпуска, а двигатель устанавливался объёмом 1600 см². Говоря о технических характеристиках автомобиля, можно отметить неплохую динамику разгона Victory, что и не удивительно, ведь двигатель устанавливался форсированный [7] .
Полный привод обеспечивал автомобилю просто потрясающую проходимость, но из-за своей стоимости ВАЗ 21099 Victory широкого распространения не получил, и производство автомобиля было свернуто. Также автомобиль поставлялся на экспорт в страны Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. [ источник не указан 221 день ]