Дальний в пол накала на attiny13

Раньше собирал Простой блок ДХО – Дальний в полнакала. Теперь решил попробовать другую схему на микроконтроллере ATtiny 13 с регулировки яркости дальнего света от 5-50% с шагом 5% от Максима MGOOK .

Какие плюсы использования дальнего в полнакала вместо ближнего?
— Повышается срок службы ламп ближнего света.
— Световой пучок светит выше, а значит машина становится более заметной.
— Не горят задние габаритные огни и не "маскируют" огни стоп сигналов. Опять же, повышение живучести.
— Не приглушается подсветка интерьера. При включенных габаритах на ярком солнце совершено невозможно разглядеть экран магнитофона.

Основные преимущества нового контроллера ДХО:
— регулировка яркости (10 ступеней)
— плавные розжиг/затухание
— задержка на включение 10 секунд
— меньший размер
— еще меньший нагрев при длительной работе

Алгоритм работы получившегося устройства достаточно прост:
— ДХО включаются через 10 секунд после включении зажигания
— ДХО выключаются при включении габаритов или ближнего света, при мигании дальним (дополнительно можно подключить выключение от чего угодно, например, от ручника). Есть два канала блокировки(по плюсу и по минусу)
— ДХО выключаются при выключении зажигания

Принципиальная схема устройства

Изготовления печатной платы
Контролер ДХО (Дальний в полнакала) с регулировкой.lay6 — Печатная плата, рисованная в программе Sprint-layout 6.

Для изготовления платы нам нужно:
1. Микроконтроллер Attiny 13
2. Полевый транзистор IRF9310 (2шт)
3. Полевый транзистор 2N7002
4. Стабилитрон 5,1V MMSZ5231B
5. Конденсатор керамический SMD 0805 100 нФ (2шт)
6. Импульсный диод 1N4148 (3шт)
7. Кнопка тактовая SMD KLS7-TS3401-2,5-180
8. Клеммник винтовой, 3-контактный, 5мм, прямой
9. Клеммник винтовой, 2-контактный, 5мм, прямой
10. Чип резистор (SMD) 0805 100 Ом
11. Чип резистор (SMD) 0805 1 кОм (2шт)
12. Чип резистор (SMD) 0805 4,7 кОм
13. Чип резистор (SMD) 0805 10 кОм
14. Чип резистор (SMD) 0805 20 кОм
15. Чип резистор (SMD) 0805 47 кОм

Доброго времени суток читающим блог сообщества!
Около месяца назад установил в авто самодельный контроллер ДХО, но только сейчас приболел, отлеживаюсь и появилось время нарисовать принципиальную схему получившегося устройства. Возможно, кому-то это сбережет время и нервы при проектировании подобных схем для себя. В качестве ДХО использованы спирали дальнего, а у меня в авто их 4 штуки, поэтому вопрос нагрева силовой части схемы стоял очень остро. Идея коммутировать плюс при помощи N-канальных MOSFET не нова, но просто собрать схему путем повторения конструкции нашего товарища с ником bri555 у меня почему-то не вышло. Пришлось немного почитать буковки, которые написали для нас весьма неглупые люди. Скачать для ознакомление весьма полезное чтиво можно на английском и русском языках. Там очень неплохо расписаны те грабли, на которых достаточно долго плясал в ходе экспериментов. Если хочется кратко, то можно глянуть тут. Отдельное спасибо товарищу с ником bri555 за терпеливые и содержательные ответы на мои вопросы. Также придется вспомнить (изучить) методики расчета цепей на биполярных транзисторах, но по этой тематике информации в разном виде на просторах сети просто немеряно.

Читать дальше:  Жидкость в гидроусилитель лачетти

Схемы логической и силовой части нарисовал отдельно:

Схема получилась достаточно громоздкая, но я постарался учесть ошибки, которые допустил при разработке предыдущего варианта ДХО.

Сигналы, плавно отключающие ДХО, разделил на "+" и "-". Их отслеживает часть схемы на Q3 и подать можно любое количество разделив диодами. На схеме их указано 6 шт. (D5, D6, D8, D10-D12). Можно использовать любые маломощные выпрямительные диоды. Я использовал 1N4148, ввиду их наличия. Плюсовые сигналы взял с подрулевого переключателя (дальний и ближний свет, их даже разделять не пришлось), минусовые — с индикации стояночного тормоза и недостаточного давления масла.

Практически аналогично собран участок схемы на Q4, но отслеживает только положительные управляющие сигналы. Сделал для отслеживания "моргания" дальним. При получении сигнала на этот вход схема отключает ДХО не плавно, а резко. После задержки около 3 секунд плавно включает.

Диоды D7 и D9 установлены снаружи, они шунтируют выводы обмоток реле дальнего и ближнего света. Без них пробивает Q3 и Q4. Думаю можно установить и внутри контроллера, просто в моем случае, все было уже собрано и упаковано в корпус пятиконтактного автомобильного реле. В очередной раз переделывать печатную плату не хотелось. Если брать "+12 Stop DRL" не с обмотки реле, а с силовых контактов реле ближнего (габаритов и т.д.), то D9 можно не использовать. Тип диода опять же использовал из имеющихся в наличии.

Чуть подробнее с картинками про подключение в Жигулях есть у меня в БЖ.

Кнопка KeyProg служит для выставления необходимой яркости ДХО. Предусмотрено ступенчатое изменение яркости с шагом заполнения ШИМ около 5%. Минимальное заполнение около 12%, максимальное — порядка 60%. Вход в режим калибровки осуществляется включением схемы (в авто — включение зажигания, заводить не обязательно) с зажатой кнопкой. Фары включатся на полную яркость и сразу плавно потухнут до минимальной. После установки необходимой яркости достаточно просто отключить питание схемы (выключить зажигание). Выбранное значение сохраняется в энергонезависимой памяти. Более понятно на видео (комментарии в субтитрах, если отключены — лучше включить):

Читать дальше:  Как разобрать ключ мерседес рыбка

Диоды D1 и D3 в моем случае тоже не излишество. Это обеспечивает питание МК в момент включения ДХО. При моих 4-х спиралях просадка напряжение в этот момент приводила к перезагрузке МК.

По силовой части, думаю, все понятно. MOSFET’ы извлек из компьютерной видеокарты. После того, как ознакомился с их характеристиками, решил не искать лучшего варианта. Не скажу, что они прямо сами поглощают тепло, но ощутимого нагрева не было. По основе методики тепловых расчетов очень помогла статья. Рекомендую. Достаточно легко просчитать подходит ли силовой MOSFET для выбранных целей или нет.

Получается много букв и мало картинок, поэтому

В данной статье рассказано о том, как сделать своими руками автоматические дневные ходовые огни, в дальнейшем просто ДХО. Создание ходовых огней рассмотрено на примере автомобиля, созданного на базе ШИМ регулятора на таймере 555. При установке данного изобретения изменения в проводке автомобиля минимальны.

Проблема в том, что далеко не во всех автомобилях предусмотрено автоматическое отключение фар, если заглушили двигатель. А если оставить машину и не выключить ближний свет фар, запросто может разрядиться аккумулятор. К тому же вместе с фарами останутся включенными и приборная панель, и габаритные задние огни и много других световых приборов.

Все это может привести к серьезным поломкам. Негативно скажется на расходе топлива, энергопотреблении. Лампы, особенно галогенные лампы ближнего света, после такого «стресса» уже не прослужат так долговечно. Возможно, даже придется ремонтировать панель приборов, чтобы заменить различные лампочки.

Выход в такой ситуации один – установка дневных ходовых огней. Так должен выглядеть свет ламп, используемых в качестве ДХО:


Есть несколько вариантов, чтобы обеспечить своему автомобилю именно такой свет, соответствующий ПДД:

-во-первых, можно использовать ближний свет. Этот вариант самый легкий, однако, чрезвычайно невыгодный;
-во-вторых, можно установить в бампер светодиодные дневные ходовые огни. Но данный вариант не из дешевых, поэтому не каждому доступен;
-в-третьих, можно использовать дальний свет фар как своеобразные ходовые огни, только в полнакала.

Дальний свет лучше подходит для использования в качестве ДХО, так как он максимально освещает дорогу. Различие в ближнем и дальнем свете фар показано на следующих картинках:

Схема ходовых огней.

В принципе, схема не отличается чем-то особенным, но все же несколько деталей, на которые следует обратить внимание, есть:

во-первых, в схеме применяется полевой транзистор (р-канальный);
-во-вторых, в схеме используется диод, который включен в цепь питания микросхемы последовательно.

Если этот диод будет отсутствовать, микросхема сгорит.

Читать дальше:  Маркировка на пружинах мерседес

Печатная плата.

Здесь нужно установить пару транзисторов, обязательно в параллель. Можно использовать транзисторы IRF5305 или IRF4905, и тот и другой вариант подойдет. Все будет зависеть от сопротивления открытого перехода. Ведь чем меньше сопротивление, тем лучше результат.
На плате имеются перемычки, одна из них соединяет затворы транзисторов. Другая перемычка находится под микросхемой. Диоды можно использовать любые, например КД522. Они маломощные, а значит отлично подойдут.

Сборка ДХО.

Этот прибор собирается в корпусе сетевого блока питания, у которого отрезана вилка. Соединения необходимо сделать разъемными, чтобы в дальнейшем можно было легко производить монтаж. Также это нужно для внешней красоты.
Фотографии в процессе работы:

Налаживание.

Если устройство собрано правильно, то схема не будет нуждаться в налаживании. А само устройство заработает сразу же после сборки. Такой прибор прослужит долгое время и принесет только удобство в процессе эксплуатации.

Подключение.

Для того чтобы дальний свет «моргал», у подрулевого переключателя есть специальные контакты. Транзистор должен быть подключен именно к этим контактам. К датчику давления масла должны быть подключены минусовые выводы управления. Также они должны быть подключены к концевику ручника. К свету фар, ближнему, следует подсоединить плюсовой вывод управления.

Для перестраховки можно сделать еще один плюсовой, он никуда не подключается. Если есть желание, можно увеличить число управляющих выводов и подключать их с помощью диода, при этом, не забывая о полярности.

Как работают дневные ходовые огни.

На следующих фотографиях показана работа дневных ходовых огней на конкретном автомобиле.


Дневные ходовые огни, работающие при помощи дальнего света.

Сразу заметно, что разница минимальна. Единственное в чем есть видимое отличие, это более желтый свет на втором снимке. Огромный плюс дневных ходовых огней в том, что энергопотребление во много раз меньше, чем при работе ближнего света фар.

Устройство начинает работать сразу же, как только запускается двигатель и погасает лампочка давления масла. Важный момент – ходовые огни начнут работать при условии, что ближний свет фар выключен, а ручник не натянут. Если не соблюсти одно из этих обязательных условий, дневные ходовые огни работать не станут! Если ходовые огни находятся в состоянии покоя, ток который они будут потреблять, составит не более 3 mA.

Чтобы быть уверенным, что ДХО исправно работают, достаточно взглянуть на приборную панель. Там будет гореть лампочка дальнего света фар, также в полнакала. Для того чтобы было хорошо видно – горит ли лампочка при дневном свете, можно установить вместо нее синий светодиод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector