Давление в системе охлаждения маз

МАЗ-256. Система охлаждения двигателя

Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.

Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса представлена на рис. 4.1.5.1.

Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, вентилятор с вязкостной муфтой, термостат, циркуляционный насос.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80. 97 °С) поддерживается автоматически термостатом и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Привод муфты вентилятора осуществляется от коленвала. Натяжение ремней привода циркуляционного насоса и генератора описано в Руководстве по эксплуатации двигателя.

Радиатор – трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах шасси.

Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. Он позволяет контролировать уровень охлаждающей жидкости, а также производить удаление воздуха из системы охлаждения. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2. Установлен расширительный бачок в

отсеке перед передней служебной дверью. Доступ к заливной горловине осуществляется через люк отсека, закрываемый съемной крышкой.

Рисунок 4.1.5.1 – Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:

1 отопитель рабочего места водителя; 2 радиатор; 3 расширительный бачок; 4 циркуляционный насос двигателя; 5 двигатель; 6 циркуляционный насос подогревателя; 7 подогреватель жидкостный; 8 салонные отопители; 9 конвекторы; 10 воздухоотделительный бачок; 11 кран отопления салона; 12 кран прогрева двигателя; 13 напорный коллектор; 14 кран отопления рабочего места водителя; 15 термостат

Рисунок 4.1.5.2 – Расширительный бачок:

1 пароотводящий патрубок; 2 паровоздушная пробка; 3 хомут; 4 пробка заливной горловины; 5, 7 перегородка; 6 датчик аварийного уровня; 8 дренажная трубка; 9 заглушка; 10 уплотнительное кольцо

Паровоздушная пробка 2 имеет два клапана – впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 70 кПа (0,7 кгс/см 2 ), а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и соединяет систему охлаждения с атмосферой при разрежении 1…13 кПа (0,01…0,13 кгс/см 2 ).

Техническое Обслуживание Системы Охлаждения Двигателя

Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:

заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с химмотологической картой;

заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;

следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80…97 °С;

ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по контрольной лампе на щитке приборов и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;

при ТО-1 произвести проверку и регулировку натяжения приводных ремней;

при ТО-1 проверять исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;

при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;

производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.

Для поддержания оптимального температурного режима в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке водяного насоса двигателя, кран или пробку котла подогревателя и через отверстия на трубопроводах системы отопления (сливные пробки расположены под ступеньками служебной двери). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины и открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.

Внимание! После слива охлаждающей жидкости строго запрещается запускать двигатель (даже на короткий срок), так как это приведет к перегреву деталей цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.

Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо по край заливной горловины 4 расширительного бачка (см. рис. 4.1.5.2) при открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Для удаления воздуха из систем, после их заполнения, запустить двигатель и циркуляционный насос ПЖД.

Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя при работающем двигателе на 2…3 мин. открыть кран прогрева двигателя и закрыть краны системы отопления.

Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть краны прогрева двигателя и отопления салона, и при открытом кране отопителя рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.

Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо открыть кран отопления салона, закрыть другие краны и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3…5 мин.

После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.

Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня 6. При недостаточном уровне охлаждающей жидкости на щитке приборов загорается контрольная лампа. При загорании лампы необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из

нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Рис. 26. Система охлаждения:
А — к отопителю кабины; Б к В — к радиатору; Г — к компрессору; Д — от от радиатора; Е — от пускового подогревателя: 1 — место установки датчика термометра; 2 —краник для спуска воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат;
4 — перепускная трубка; 5 — вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос

Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98° С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными износами.

При температуре ниже 70° С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает неполностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка блока).

Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, управление которыми осуществляется рукояткой из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным па щитке приборов в кабине водителя.

Емкость системы охлаждения 32 л. Систему охлаждения

заполняют через горловину радиатора, закрываемую
пробкой.

Рис. 27. Схема охлаждения двигателя:
1 — водяной насос: 2 — водяная рубашка правого ряда цилиндров; 3 — указатель температуры жидкости; 4— датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндра; 7 — термостаты: 8 — перепускная трубка; 9 — верхний бачок радиатора; 10— трубки радиатора; 11 — нижний бачок радиатора; 12 — вентилятор

Система охлаждения двигателя (рис.1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Она состоит из следующих основных элементов; радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестерен распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров.

Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров ч. поглощая тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам выпускным клапанам и стаканам форсунок.

Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором. Охлажденная в радиаторе жидкость вновь поступает к водяному насосу.

Водяной насос (рис. 2). Лопастный, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 8 из маслобензостойкой резины, которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.

Радиатор. Трубчато — ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки.

На расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапаном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см 2 , что соответствует закипанию воды около 119˚ С.

Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 0,13 кгс/см 2 .

Термостаты

Служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения в пути.

Когда температура жидкости системы охлаждения снижается до 70˚ С, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают благоприятные условия для ее быстрого прогрева.

Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и управляется из кабины водителя.

Вентилятор. Шестилопастной, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector