Электродвигатель вентилятора охлаждения ваз

Работа родного вентилятора охлаждения на Самарах — тема довольно избитая. Охлаждает он неплохо, но вот шум при работе и просадка напряжения при пуске заставляют некоторых владельцев задуматься о замене. Вариантов на самом деле масса:

1) вентиляторы от иномарок с разборок. Крепеж придется придумывать самостоятельно, дорабатывать проводку для стыковки с родными разъемами — тоже. Цена вопроса от 1000 р. Если пойдете по этому пути, обратите внимание, что вентиляторы бывают внешние и внутренние, различаются они профилем крыльчатки, установленный после радиатора внешний вентилятор будет не настолько эффективен. Плюсы: достаточно тихие.

2) 8-ми лопастная крыльчатка вместо родный. Цена вопроса около 100р, брать нужно крыльчатку с металлическим сердечником. Плюсы: тише чем стоковый вариант, лучшее охлаждение (спорно), низкая цена.

3) штатный мотор от альтернативных производителей. Такого я знаю одного — Лузар (г. Луганск). У меня уже установлен мотор отопителя этого производителя на подшипниках взамен посвистывающего родного, сказать что стало существенно тише — не могу — ушами сравнивать тяжело, тем более неисправное с исправным — стало просто нормально.

В этот раз решил попробовать установить вентилятор охлаждения двигателя от Лузар. Поводом послужили посторонние звуки, которые начали возникать при работе родного мотора, смазка не помогла и принято было решение менять узел в сборе.

Позволю себе цитату с сайта производителя:

Электровентилятор охлаждения LFc 0103 (электродвигатель в сборе с крыльчаткой на подшипнике 8-ми лопастной)

Электровентиляторы LUZAR обладают улучшенными характеристиками и увеличенным сроком службы:
— модернизирован профиль лопастей вентилятора в целях увеличения скорости и объема потока воздуха. Более современная конструкция лопастей позволяет достичь впечатляющих характеристик производительности;
— электровентиляторы LUZAR имеют отбалансированную крыльчатку (впервые на российском рынке), что позволяет снизить уровень шумности на 25-50%! Мы может утверждать, что электровентиляторы LUZAR в сравнении с аналогами практически “бесшумны”;
— вал электродвигателя вентиляторов LUZAR имеют два плавающих подшипника, позволяющих снизить трение (в т.ч. избежать посторонних шумов) и исключить биение вала.

Применяемость: ВАЗ 2103-2107 (модификации с электроприводом вентилятора), ВАЗ 2108-2110, ИЖ 2126, АЗЛК 2141 “Москвич”, ГАЗ 3110 “Волга”, ЗАЗ 1102 “Таврия”, ЗИЛ

Читать дальше:  Когда менять автомобильный аккумулятор

Номинальное напряжение, В 12
Номинальная мощность, Вт 110
Максимальный ток, А 15,0
Номинальная частота вращения, мин -1 2600
Масса, кг 1,8

Гарантийный срок эксплуатации — 2 года или 125 000км пробега

Покупку совершил в сети магазинов АВТО49, отдав за сие изделие со скидкой что-то в районе 850 рублей.

Вентилятор упакован в картонную коробку:

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1. датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Читать дальше:  Avtoall ru интернет магазин

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.
Читать дальше:  Радиатор акпп опель астра н

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

↑ Данные для проверки

  • Номинальная частота вращения вала при нагрузке электродвигателя крыльчаткой, мин-1 2500–2800
  • Потребляемая сила тока при указанной нагрузке и частоте вращения, А, не более 14

Для привода вентилятора системы охлаждения двигателя применяются электродвигатели типа МЭ-272 или им подобные производства Словении.

Электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов не нуждаются в обслуживании и в ремонте. В случае неисправности должны заменяться новыми.

↑ Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя

1 — электродвигатель вентилятора; 2 — датчик включения электродвигателя; 3 — монтажный блок; 4 — реле зажигания; 5 — выключатель зажигания; Р4 — реле включения электродвигателя; А — к выводу “30” генератора

Электродвигатель включается датчиком 2 типа ТМ-108, который устанавливается у латунных радиаторов в нижнем бачке радиатора с левой стороны, а на алюминиевых радиаторах — в нижней части правого бачка. Температура замыкания контактов датчика (92±2)°С, а размыкания (87±2)°С. Температура срабатывания маркируется на корпусе датчика.

Реле Р4 типа 113.1347, описанное в главе “Освещение и световая сигнализация”, установлено в монтажном блоке в моторном отсеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector