Как работают моточасы на погрузчике

Контроль работоспособности двигателя трактора важен, так как от этого зависит продолжительность и эффективность его использования. Одним из самых первых устройств, которое позволяет узнать предварительное состояние силового агрегата – это датчик моточасов. Он отображает такую важную характеристику как моточас, при помощи которой можно контролировать время полноценной службы двигателя.

Особенности подсчета моточаса

Что такое моточасы на тракторе – достаточно просто представить, если понять, как происходит фиксация данного параметра. В момент запуска двигателя включается также механический или электронный счетчик, который начинает фиксировать и запоминать частоту вращения вала при помощи специального индикатора. Этот прибор для определения моточасов тракторов позволяет установить продолжительность его работы за любой период времени. Но в то же время утверждение, что 1 моточас трактора равен одному часу реального времени работы – ошибочно.

Расчет строится исходя из количества оборотов в минуту. Следовательно, он может отличаться в несколько раз при нагрузке и на холостом ходу. Получается, если посчитать моточасы – можно узнать приблизительную степень изношенности подвижных механических узлов силового агрегата. Формула их подсчета достаточно проста и строится исходя из количества оборотов:

  • холостой ход позволяет приравнивать один моточас к часу реального времени;
  • обычная нагрузка «ускоряет» моточас приблизительно на треть – 1Мч составляет приблизительно 40 минут;
  • интенсивная нагрузка приводит к «ускорению» износа на две трети.

Такая схема позволяет приблизительно уточнить, чему равен моточас на тракторе в зависимости от степени интенсивности его использования.

Зачем нужно считать моточасы

Выяснив как считать моточасы на тракторе, теперь можно переходить к вопросу, зачем эти подсчёты нужны. В первую очередь, ответ на этот вопрос кроется в особенностях самого процесса проведения подсчетов – он строится на количестве оборотов двигателя в минуту. Учитывая, что каждое подвижное механическое сочленение имеет свой обозначенный производителем запас прочности – можно заранее рассчитать время планового технического обслуживания двигателя. При этом зная, как работает счетчик моточасов на тракторе, несложно сделать это точно, опираясь на реальный износ коленвала, поршневой системы и других узлов силовой установки.


Знание реальных рабочих характеристик двигателя можно легко перевести моточасы в километры на тракторе в каждом отдельном случае. Существует специальная усредненная таблица, которая предполагает, что 1 м/ч для колесных тракторов составляет 10 километров, для гусеничных – 5 километров. Но для точного подсчета следует учесть множество факторов, начиная от скорости движения и заканчивая нагрузкой на двигатель. Кроме этого, конструкция датчика позволяет намотать моточасы, превратив любые подсчеты в бесполезное занятие. Хотя сегодня – это достаточно редкое явление, так как решение «накрутить» счетчик больше относится к «советскому времени». В то время моточас был одним из индикаторов продолжительности работы, а сегодня – средство экономии, контроля расхода топлива и работоспособности силового агрегата.

Читать дальше:  Самодельный ледобур из стартера

Добрый день, коллеги!

В большинстве автомобилей штатно установлен только один прибор, позволяющий оценивать интервалы между техническими обслуживаниями — это одометр, то есть счетчик пробега. Именно на пробег в основном ориентированы регламентные сроки технического обслуживания автомобиля, которые указывают автопроизводители в сервисных книжках.

В то же время, как известно, не для всех узлов и агрегатов автомобиля данные о пробеге дают объективную информацию об наработке или остаточном ресурсе. Так, если для подвески, трансмиссии или тормозной системы пройденный километраж еще может служить более-менее точной оценкой, то для ряда других агрегатов и систем, таких как двигатель, топливный насос, ГУР, электрооборудование, показатель пробега менее точен. Действительно, 1000 км, пройденные в условиях городского движения, занимают гораздо больше времени, чем те же 1000 км, пройденные по трассе. Ведь двигатель работает в любом случае, проехали вы 100 км за один час по трассе или простояли этот же час без движения, например, в городской пробке.

Поэтому, весьма полезно располагать информацией об истинной наработке автомобиля не только в километрах пробега, но и в моточасах, то есть фактическом времени работы автомобиля. Это позволит более корректно планировать интервалы технического обслуживания, например, сроки замены моторного масла, воздушного, топливного и масляных фильтров.

Для учета фактического времени работы автомобиля применяются специальные устройства — счетчики моточасов. Промышленностью КНР выпускаются счетчики нескольких видов, и в этой записи рассмотрим основные из них, а также я покажу, какие я приобрел для себя.

По-правильному, хороший счетчик моточасов должен учитывать и обороты двигателя, потому что час работы двигателя на 2000 об/мин и 6000 об/мин по-разному влияют на износ и ресурс. Поэтому 1 моточас не равен 1 астрономическому часу, это нелинейный показатель. Но китайцы со своими счетчиками сильно не заморачиваются и просто считают время работы, без учета оборотов.

По большому счету, все эти устройства являются обычными счетчиками времени, активируемыми при запуске двигателя автомобиля. Принципиальная разница между ними заключается в следующем:
1) Способ активации счетчика: импульсы зажигания, вибрация двигателя, подача питания на счетчик.
2) Конструкция часового механизма: электромеханический счетчик, электронный счетчик.

Рассмотрим наиболее распространенные виды счетчиков моточасов по способу активации.

Читать дальше:  Поршня кострома на приору отзывы

1. Счетчики, активируемые импульсами от системы зажигания.

Такие счетчики включаются, когда на их вход начинают поступать импульсные сигналы от системы зажигания. Когда двигатель останавливается и импульсы прекращаются, счетчик также останавливается. Самый распространенный способ считывания импульсов — индуктивный, когда на высоковольтный провод системы зажигания наматывается несколько витков сигнального провода от счетчика.

Плюсы таких счетчиков:
1) Наиболее точно учитывается время фактической работы двигателя (счетчик включается и выключается одновременно с двигателем).
2) Обычно такой счетчик имеет и функцию тахометра.

Минусы:
1) Необходим доступ к высоковольтным проводам.
2) Если необходимо расположить счетчик в салоне, сигнальный провод придется прокладывать в моторный отсек.
3) Необходимо настраивать счетчик под конкретную систему зажигания (4-цилиндровые, 6-цилиндровые двигатели и т.д.).

2. Счетчики, активируемые от вибрации двигателя.

Такие счетчики включаются, когда встроенный сенсор зафиксирует вибрацию от работающего двигателя. Когда вибрация прекращается, счетчик останавливается.

Плюсы:
1) Отсутствие сигнального провода, чувствительным элементом является встроенный сенсор.
2) Часто такие счетчики имеют автономное питание от встроенного элемента и не требуют подключения к проводке автомобиля.

Минусы:
1) По отзывам пользователей, чувствительность таких счетчиков оставляет желать лучшего, то есть если двигатель при работе вибрирует не сильно, счетчик может не включиться.
2) Необходимость установки счетчика непосредственно на двигатель (например, с помощью клейкого скотча на крышку двигателя).
3) Возможны ложные срабатывания сенсора.

3. Счетчики, активируемые при подаче питания на счетчик.

Счетчики этого типа не имеют сенсоров или сигнальных проводов. Они включаются, когда на них просто подается питание, и отключаются, когда питание пропадает.

Плюсы:
1) Простота подключения — отсутствует сигнальный провод.
2) Внешнее питание — не требуется замена элемента питания.
3) Возможность размещения счетчика где угодно, где есть подходящее питание, хоть в багажнике.

Минусы:
1) Меньшая точность учета фактического времени работы двигателя (в большинстве случаев не принципиально).

Именно такие счетчики я приобрел для себя, они привлекли меня своей простотой. Я подключаю их к питанию от замка зажигания, и при включении зажигания счетчик начинает отсчитывать время. Так как случаи, когда зажигание включено, а двигатель не запущен, довольно редкие, такой способ учета моточасов достаточно точен.

Чтобы сравнить, для себя я приобрел два счетчика разной конструкции:

3.1. Электромеханический счетчик с активацией при подаче питания.

Очень простой счетчик с электромеханическим индикатором барабанного типа. При подаче питания 12В начинается отсчет времени. Дискретность показаний 1/10 часа, т.е. показания увеличиваются каждые 6 минут. Плюсы счетчиков с активацией при подаче питания были перечислены выше, но данный электромеханический счетчик имеет и свои специфические плюсы и минусы:

Читать дальше:  Доработка раздатки нива шевроле

Плюсы:
1) Так как индикатор электромеханический, показания можно считывать и при отсутствии внешнего питания.

Минусы:
1) При работе довольно громко тикает (даже, скорее, щелкает) каждые 3 секунды. В тишине салона его слышно.
2) Нет возможности сброса на "0", то есть счетчик чисто накопительный.

Все хорошо понимают, что нет четкого подхода к тому, что считает счетчик моточасов. Однако есть несколько основополагающих факторов:

  • «Основное время» – счетчик измеряет количество времени с момента запуска машины, т.е. как только повернут ключ пуска.
  • «Рабочие часы» – счетчик измеряет время, когда один из двигателей машины работает.
  • «Время работы приводного двигателя» – сколько времени машина находилась в движении.
  • «Время работы двигателя подъема» – сколько времени машина работала при подъем/опускании.
  • «Время активного состояния» – когда счетчик продолжает считать часы, несмотря на остановку двигателя.

Принцип компании Toyota

Компания Toyota имеет ясный и четкий подход к электрическим машинам. Наши счетчики обычно измеряют «Рабочие часы». Это общее количество времени, которое работает хотя бы один двигатель – причем это не сумма времени работы каждого двигателя.

За что Вы платите?

Вы знаете, что считает счетчик моточасов на Вашей технике и каковы последствия этого для Ваших затрат?

Поставщики, использующие принцип "Время активного состояния", могут значительно увеличить Ваши расходы. Во время недавнего исследования этого принципа на штабелерах для выборки заказов с малой высотой подъема выяснилось, что счетчик показал время в два раза больше того, которое было зарегистрировано как "Рабочие часы" на подобной модели при выполнении тех же операций.

Если периодичность сервисного обслуживания основана на "Основном времени", тогда Ваши расходы также велики. Некоторые поставщики рассчитывают моточасы как «Время работы приводного двигателя» + «Время работы двигателя подъема». Мы считаем только то время, когда работает один из двигателей. Если машина движется и одновременно поднимает груз, то считается время одного двигателя, как если бы машина только двигалась.

Недавние 2х-недельные исследования данного вопроса на одной из моделей показали, что «Основное время» работы машины было в 12 раз больше, чем «Рабочие часы» – то есть период, в который машина была активирована, составил 251 час, хотя фактически она работала 20 часов. В компании Toyota учитывается именно последний показатель в 20 часов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector